Эссе «Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» Болдаревой О.А.. Публикации. №22 "Сказка" Версия для слабовидящих

Эссе «Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» Болдаревой О.А.

Автор: Болдарева Ольга Анатольевна, воспитатель МБ ДОУ детский сад №22 «Сказка», г.Сургут.

 
«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Светлана Мурадян.

XXI век – это век стремительно развивающихся технологий, век информационного общества. И неудивительно, что современные дети по своему интеллектуальному потенциалу впереди своих предшественников на несколько шагов. Мы, взрослые, не успеваем за ними, не можем идти в одном ритме с детьми, которые буквально с пеленок, двух-трехлетнего возраста, спокойно ориентируется в том, как управлять мобильным телефоном, играми на компьютере. Как воспитать ребенка правильно: стоит ли допускать ребенка к компьютеру или с раннего возраста поощрять его интерес к новым информационным технологиям? Каким должен быть воспитатель будущего?Какими принципами он должен руководствоваться в своей работе?

В былые времена умнее считался тот, кто старше. Старших нужно было слушаться и принимать на веру то, что они знают. Так как считалось, что знают они больше, потому что живут дольше. Сейчас времена изменились. Больше знают те, кто больше учился, учится и продолжает это делать непрерывно.

Таким образом, возраст к уму в современном мире не имеет никакого отношения. Возраст перестал быть критерием ума. Если раньше педагог являлся практически уникальным и единичным источником знаний, сейчас это далеко не так. Доступность и массовость поступающей информации отодвигает значимость детского сада и школы на второй план, заставляя их быть не источниками, а посредниками-путеводителями. И неудивительно, что многие методики обучения и воспитания, применяемые сегодня педагогами и родителями, просто не работают. В этом заключается одна из проблем современной педагогики - нежелание педагогов менять ритм и методики преподавания, потому что «их так учили». Безусловно, большинство педагогов пытаются что-то изменить, но скорость их реакции, по сравнению с современной детской восприимчивостью и отдачей, ничтожна мала.

На что, в первую очередь, должны обратить современные воспитатели в своей работе? На мой взгляд, стоит учитывать, что первично изменилось само общество, следовательно, должны измениться и методики подачи информации.

Сейчас ребенок уверенно выступает не «младшим» по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и в совместной деятельности. От данного пункта никак нельзя отмахиваться. Принцип «Каждый сверчок — знай свой шесток», пожалуй, стоит оставить в веке минувшем. Ведь только при условиях равноправия у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. А значит, нам с вами уже сейчас под силу создать общество успешных и уверенных в себе людей.

По-моему, первоочередная задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе. Вполне очевидно, что особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они сильно отличаются от своих сверстников из прошлого века и требуют современного, модернизированного подхода в воспитании и образовании. Родители и педагоги должны реагировать на столь значимые изменения.

Должна измениться форма подачи информации в процессе образовательного процесса. На вопрос родителей современных детей «почему их дети часто становятся капризными и агрессивными» можно с уверенностью ответить, что дело именно в повышенной потребности ребенка к восприятию информации. Недаром почти все дети любят смотреть телевизор, в котором их особенно привлекает реклама, отличающаяся динамичностью и сжатостью. На этом же принципе построены все компьютерные игры, приложения и прочие приманки для детей. «Динамичность, яркость подачи информации и сжатость. Усвоить максимум за короткий срок» — вот лозунг людей будущего.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что компьютерные технологии несут в себе новые возможности и новые знания, они могут помочь педагогам в улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества.

Безусловно, в современных детях нас поражает и восхищает возможность с применением новых технологий «в легкую» осваивать иностранные языки, умение пользоваться математическими навыками, способность запоминать стихи и тексты. Но, как и у любой монеты, в данной истории есть своя обратная сторона. За свой «высокоскоростной» интеллект наши дети платят немалую цену. Как показывают исследования ученых, современные юные гении отличаются особо легкой возбудимостью, некоторой агрессивностью, эмоциональностью, испытывают острую потребностью в получении информации и нуждаются в регулярном отдыхе (перезагрузках). Они более настойчивы, решительны, с нежеланием выполняют бессмысленные действия. Большинство детей уже с самого маленького возраста имеют высокую самооценку, не терпят насилия, не спешат выполнять приказы и указания взрослых, воспринимая их как ущемление прав, о которых они конечно же в курсе.

Современные психологи и медики бьют тревогу: излишнее увлечение талантливых детей в раннем возрасте гаджетами, компьютерами, просмотром телевизора является прямой причиной их «ухода в себя», отрешенности, потери «связи» с родителями – первых признаков «модного» и распространяющегося во всем мире в геометрической прогрессии заболевания под названием аутизм.
Вообще, мир информационных технологий, компьютеров и Интернета таит в себе море опасностей для ребенка: «взрослая» реклама табака, алкоголя, секса, азартные игры, порнография, призывы к асоциальному поведению, насилию и жестокости…

Если внимательно посмотреть на современное состояние общества, то трудно не заметить, что уже не человек владеет и управляет техникой, а техника диктует и навязывает человеку образ его жизни.

Безусловно, в современном мире ребенка нельзя обезопасить, просто исключив из его жизни запрещенные сайты, средства мобильной связи, ведь «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Важно научить его достойно жить в этом сложном, постоянно изменяющемся мире. С одной стороны, важно воспитать конкурентоспособную личность, научить основным приемам работы на компьютере, освоить Интернет, познакомить с правилами поиска информации. Как говорил российский педагог-историк Константин Кушнер, «задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Конечно же, деятельность педагога, в том числе воспитателя, состоит не просто в передаче знаний и накопленного опыта, на нем лежит высокая ответственность за нравственно-патриотическое воспитание личности, за умение в век компьютерных технологий максимально интересно преподносить детям знания, грамотно с осторожностью научить пользоваться новыми технологиями, чтобы не потерять детей в информационной, компьютерной, виртуальной реальности.

Глобальное развитие общества, его тенденции к лучшему, новому – это конечно, потрясающе. Однако, все более глубоко погружаясь в мир новых техник и технологий, мы не должны превращаться в умных роботов, важно передать детям общечеловеческие ценности, не потеряв свой внутренний стержень – не забывать о семье, о своей душе, о ценностях, на которых мы воспитывались. Подчас, педагог оказывается единственным человеком в жизни ребенка, который может заложить в нем моральные ценности, установки и нормы поведения. Причина – в том, что ребенок, живущий в неблагополучной семье, просто не видит положительного примера в лице своих родителей.
Выше всего человек должен ценить умение общаться, разговаривать, должен уважать других людей, заботиться о них, иначе можно превратиться в машину, которая будет действовать автоматически, а в итоге - к полной деградации общества. Поэтому, воспринимая все информационные системы, навыки, нельзя забывать о человеке как о личности. Нельзя быть жестоким, бессердечным, безразличным по отношению к ребенку. Есть качество души, которое всегда считалось драгоценным – человеколюбие.

Правда, сегодняшние дети недоумевают: родители и педагоги их воспитывают, как учили их «по старинке», а современный мир вокруг кардинально не похож на картинку из их воспитания. Как же все-таки наших современных деток воспитывать правильно? Что нужно делать, чтобы наши дети выросли, не растеряв свои уникальные качества в процессе воспитания? Воспитатель должен сам быть таким, каким он воспитывает ребенка. Проявлять, применять и олицетворять те качества, которые он пытается привить ребенку.

В контексте всего сказанного, я считаю, что в новом столетии педагог должен способствовать освоению детьми новых информационных технологий как жизненной необходимости, так и формированию высших нравственно-духовных ценностей у детей, воспитанию качеств гражданина, патриота и защитника Родины.

А финальный вывод мой таков: дети 21 века развиваются в самовоспитании и самосовершенствовании. Очень важно поддержать их в этом правильно и осознанно. Воспитатели должны учиться у них, учиться вместе с ними, учиться их понимать. Меняться нужно не им, а нам. Вот что важно. У наших детей сложное будущее. Им предстоит провести нас, все человечество в новое время и не нужно этому сопротивляться. Чем скорее люди XX века поймут это, тем больше облегчат задачу своим детям и внукам.
 
 

Комментарии